15 марта 2024 г.

Смотровая канава (яма) – требования охраны труда

Рассмотрим основные требования охраны труда, которые предъявляются к осмотровым канавам (ямам).

Нормативно-правовые акты

Требования охраны труда к смотровым ямам (канавам) приведены в правилах по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2020 № 871н

Пункты Правил начиная с п. 33 по п. 47

а также в Правилах по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2020 № 814н

Пункты Правил п. 37, п. 41, п. 242

Также в Правилах по охране труда на городском электрическом транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2020 № 875н

Пункты Правил п. 88, п. 82, п. 23, п.25, п. 191, 192, 193

Правилах охраны труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденных приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 881н

Пункты Правил п. 35, п. 36, п. 37

Требования к осмотровым канавам

Ниже рассмотрим основные требования, которые предъявляются к осмотровым канавам.

В помещениях для технического обслуживания и ремонта транспортных средств устраиваются осмотровые канавы и эстакады. Они необходимы для того, чтобы можно было безопасно получить доступ к механизмах, агрегатам расположенным в нижней части автомобиля.

Размеры осмотровых канав и эстакад должны подбираться в зависимости от типа транспортных средств, которые будут обслуживаться на данной канаве.

Выход из осмотровой канавы должен быть по ступенчатой лестнице (за исключением канав на поточных линиях) шириной не менее 0,7 метра. С противоположной стороны от выхода монтируется запасной выход (скобы в стене). Расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 метров.

Выход из канавы монтируется со стороны противоположной заезду транспортного средства.

При установке транспортного средства на канаву, оно не должно закрывать выход из канавы, в том числе и запасной.

Осмотровые канавы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод. Стены осмотровых канав облицовываются керамической плиткой или покрываются влагостойкими и масло-бензостойкими материалами.

Осмотровые канавы должны быть оборудованы нишами для размещения электрических светильников напряжение не более 50 В и розетками с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В

Освещение канав светильниками напряжением 220 В допускается в следующих случаях:

  1. проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электроизоляцию и гидроизоляцию;
  2. светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;
  3. металлические корпуса светильников должны быть заземлены.

Осмотровые канавы должны иметь рассекатели по всей своей длине и направляющие (предохранительные) реборды, для предотвращения падения транспортных средств в канаву.

На рассекателях должны быть нанесена сигнальная разметка. Сигнальная разметка необходима, для того чтобы водитель при заезде на канаву лучше ее видел.

а также размещены знаки безопасности с поясняющей надписью “Осторожно! Возможно падение с высоты”.

Для исключения самопроизвольного движения транспортного средства тупиковые осмотровые канавы со стороны противоположной заезду транспортных средств должны иметь колесоотбойные упоры. Высота упоров подбирается в зависимости от типа транспортного средства устанавливаемого на канаву.

Для перехода через осмотровую канаву оборудуются переходные мостики шириной не менее 0,8 метров. Их количество должно быть на 1 меньше, чем количество устанавливаемых транспортных средств. (Например, если на канаве устанавливается 3 ТС то количество переходных мостиков будет 2)

Если канавы не эксплуатируются более 1 смены, то они должны перекрываться специальными закрывающими щитами. Данное требование необходимо, чтобы исключить случайное падение работников в осмотровую канаву.

Если применяется канава в поточных линиях, то вход в нее должен осуществляться через тоннель.

Дополнительные требования: Городской электрический транспорт

В дополнение к приведенным выше требованиям для городского электрического транспорта устанавливаются дополнительные требования к осмотровым канавам:

Передвижение городского электрического транспорта на осмотровых канавах должно осуществляться под руководством лица, ответственного безопасное производство работ.

После постановки на осмотровую канаву водитель обязан затормозить транспортное средство, выключить все электрические цепи, снять токоприемники с контактных проводов, опустить и закрепить штанги токоприемников

Подъем токоприемников городского электротранспорта после ремонта, а также выезд с осмотровой канавы должны осуществляться водителем, допущенным к производству маневровых работ.

Скорость движения на осмотровых канавах должна быть не более 3 км/ч.

Перемещение и установка неисправного городского электротранспорта на осмотровую канаву допускаются только на жестком буксире исправным городским электротранспортом или специальным транспортным средством технической помощи.

Перед заездом на канаву транспортное средство должно быть проверено на наличие тока утечки.

Расстояние между буферами (бамперами) стоящего на осмотровой канаве друг за другом городского электротранспорта должно быть не менее 1,0 м, а при наличии прохода или проезда — не менее 3,0 м

При производстве работ на осмотровой канаве запрещено:

  1. Перепрыгивать через осмотровую канаву (для перехода необходимо использовать специальные переходные мостики)
  2. Входить и выходить из осмотровой канавы при движении по ней транспортного средства
  3. Садиться на край осмотровой канавы
  4. Производить работы на передней и задней частях городского электротранспорта, стоящего на осмотровой канаве, без перекрытия канавы настилами либо переходными мостиками
  5. Оставлять на крае смотровой канавы инструмент или материалы
  6. Во время проверки контакторов находиться в осмотровой канаве

При выкатывании тележек из-под трамвайного вагона запрещается:

  1. находиться в осмотровой канаве под поднятым кузовом вагона или выкатываемыми тележками

Дополнительные требования: в подразделениях пожарной охраны

Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей выполняются на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей пожарного автомобиля и в зависимости от конструкции реборд составляет 1,0-1,1 м. Глубина осмотровой канавы составляет 1,2-1,4 м от уровня пола гаража.

Осмотровые канавы должны иметь ступеньки для схода в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны. Для предотвращения падения пожарных автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы, устанавливаются железобетонные или металлические реборды высотой не менее 80 мм. На дно осмотровой канавы укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для инструмента и светильников защищаются от механических повреждений. Реборды должны быть целиком окрашены лакокрасочными материалами желтого сигнального цвета или иметь чередующиеся наклонные под углом 45-60 градусов полосы желтого сигнального и черного контрастного цветов шириной 20-300 мм при соотношении от 1:1 до 1,5:1.

Для предотвращения падения людей осмотровая канава закрывается съемными решетками из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм или деревянными щитами толщиной не менее 40 мм в металлической оправе

В холодное время года осмотровые канавы должны обогреваться

При стендовом диагностировании запрещается:

  1. Находиться в осмотровой канаве и стоять на пути движения пожарного автомобиля в момент въезда его на диагностический стенд и съезда с него
  2. Находиться посторонним лицам в осмотровой канаве во время диагностирования пожарного автомобиля, стоять на барабанах (роликах) диагностического стенда;

Смотрите также:

Комментарии - 0

Добавить комментарий

Содержание статьи