Проведение испытаний водителей
Необходимость проведения испытания по новому Приказу
Мы живём в динамичном мире, который всё время меняется. Ежегодно каждый из нас сталкивается с нововведениями, которые диктуются вышедшими федеральными нормами и приказами. В этой статье рассмотрим изменения, связанные с приёмом на работу водителей транспортных средств.Теперь водители будут проходить процедуру «испытания» при приёмах на работу, об этом говорится в Приказе Минтранса от 29 июля 2020 г. N 264. Может показаться, что работодателям стоит хвататься за голову и начинать оформлять кучу новых программ и распоряжений, но не стоит волноваться, давайте во всём разберемся, ведь всё новое – это хорошо забытое старое.
Новоявленное «испытание» водителей есть ни что иное, как старая добрая стажировка, про которую давно известно. Соответственно и оформление документов нужно начать с замены одного термина на другой в приказах и других документах.
Требования к кандидатам
В порядке подготовки водителей по новому Приказу говорится, что c принимаемым на работу водителем нужно провести следующий профессиональный отбор:
- Проверить наличие водительских прав с требуемой категорией (например, категория B на легковые авто);
- Проверить наличие у водителя документа об образовании с необходимой квалификацией (например, образование машиниста крана автомобильного, для возможности не только водить технику, но и управлять механизмом погрузки-разгрузки);
- Подтвердить стаж работы на нужном типе технике (по трудовой книжке, ведь наличие категории в водительских правах не гарантирует, что человек всё это время водил данный тип техники);
- Допустить водителя к самостоятельному управлению автомобилем, только после организации и проведения испытания.
Сроки проведения испытания и процедура
Читайте также - Как составить программу испытаний водителяКак и все современные нормативные акты, новый порядок проведения профессионального отбора не блещет подробным описанием проведения испытания водителей.
Вы всё правильно поняли, программу, длительность испытания, требования для испытуемых нужно определять каждому работодателю самостоятельно. Где же взять для этого материал? На помощь нам приходит немного забытый, но очень подробно описывающий процедуру стажировки, советский РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 (интересный факт, данный руководящий документ не был официально отменён).
По нему мы сможем сформировать Лист прохождения испытания водителя. Например, перед самостоятельной работой на легковом автомобиле испытуемый водитель под руководством водителя-наставника должен 1 день водить авто без пассажиров, 2 дня под руководством водителя-наставника водить автомобиль с пассажирами, итого испытание займёт 3 рабочих дня (смены).
Водителю грузовика в зависимости от сложности можно установить срок испытания вплоть до 1 месяца (20-22 рабочие смены), а перед допуском к управлению автобусом могут потребоваться до 224 часа (28 рабочих смен) испытаний в зависимости от специфики перевозок.
Требования к водителям-наставникам
Испытание водителей проводится под руководством опытного водителя-наставника. Закон предъявляет к водителю-наставнику следующие требования:
- водитель не должен иметь ДТП по своей вине за последний год;
- если готовим водителя легкового автомобиля или грузовика, водитель-наставник должен иметь стаж работы на грузовом или легковом авто не менее 3 лет;
- если готовим водителя автобуса (трамвая или троллейбуса), то водитель-наставник должен иметь стаж работы не менее 5 лет (на данном типе техники).
Обратите внимание, что в советском РД существовало требование к водителям-наставникам иметь специальное свидетельство на право стажирования водителей. Водители-наставники проходили специальную подготовку в учебном комбинате.
Сейчас такого требования нет. Минтранс в одном из своих писем разъяснил, что работодатель имеет право использовать старые НПА лишь в тех моментах, в которых они не противоречат существующим законам.
По приказу Минтранса №264 достаточно выбрать опытных водителей из персонала транспортного участка, которые удовлетворяют всем требованиям, оформить на них приказ, о назначении их водителями-наставниками, либо на каждого новенького стажёра назначать отдельным приказом водителя-наставника, в том же приказе определять сроки проведения испытания и ответственных за организацию лиц.
Проведение проверки знаний и допуск к работе.
Перед началом испытания водителя, ответственный за БДД составляет Лист испытания. В данный документ вносится номер листа, ФИО водителя, тип, марка, модель транспортного средства, ФИО водителя-наставника, даты прохождения испытания.После окончания испытания, ответственный за БДД (с учётом мнения водителя-наставника) принимает решение, годен ли по совокупности факторов данный работник к работе на данном виде технике. После заключения ответственного за БДД издаётся приказ о допуске работника к работе на данном виде технике и закреплении автомобиля за водителем.
Важно не забыть провести проверку знаний работнику и оформить соответствующий протокол. Хранить все документы по испытанию, подготовке и допуску к самостоятельной работе по каждому работнику нужно в одном месте, например в личном деле.
Неуспешное прохождение испытания
Редко кто задумывается, а что же делать, если вдруг работник провалил проведение испытания, водитель-наставник и ответственный за БДД дали отрицательное заключение о подготовке и навыках работы испытуемого.Приказ Минтранса не раскрывает эту тему, но в тексте ссылается на статью №70 ТК РФ, значит для ответа на данный вопрос обратимся к статье №71 ТК РФ, в которой сказано, что при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником. Именно поэтому очень важно каждый этап испытания грамотно оформить и ознакомить работника со всеми НПА и приказами, ведь любое увольнение работник имеет право оспорить в суде.
Новости переехали в телеграм канал!
Хотите получать последние новости, новые НПА, разъяснения государственных органов и т.д.? Подписывайтесь на наш телеграмм канал!