Организация предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров

| Author

Так уж получилось, что после одного неприятного несчастного случая, мне пришлось разбираться с организацией предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, для того чтобы спасти одну компанию от крупных штрафов.

Поэтому, сегодняшняя заметка будет посвящена организации данных осмотров водителей на предприятии. Разберем нормативные документы, которые вам понадобятся, организацию проведения медосмотров, необходимую документацию и разберем часто возникающие вопросы.

В конце заметки, вы как обычно сможете сказать образцы основных документов.

Нормативное обоснование

Самый главный документ это – ФЗ №196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения». В данном документе прописана обязательность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работодателями.

Далее - приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н. «Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». В данном документе прописан сам порядок организации медицинских осмотров.

Думаю пока остановимся на этих двух документах.

Обязательные предрейсовые медосмотры должны проводиться перед первым рейсом:

  • если длительность рейса составляет более одного дня;
  • если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов
Обязательные послерейсовые медосмотры необходимо проводить:

  • после рейса - если длительность рейса составляла более одного дня;
  • после последнего рейса - если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.

Организация проведения медосмотров водителей

Вариант 1 - Правильный

В исходя из требований приказа №835 от 15.12.2014 года п.8, для организации проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров вам необходимо будет заключить договор с компанией, которая оказывает данный вид услуг и имеет соответствующую лицензию на осуществление деятельности по проведению медицинских осмотров.

В данном случае, ваши водители ежедневно будет ездить в медицинское учреждение и проходить предрейсовый медицинский осмотр или работник от медицинской организации будет приезжать к вам на предприятие для осуществления предрейсового осмотра.

Несмотря на то, что данный вариант организации медицинских осмотров правильный, он самый затратный по денежным средствам и по мимо всего прочего, требует нахождения поблизости медицинского учреждения, которое бы имело соответствующую лицензию.

К тому же будем откровенны, что не во всех городах есть данные медицинские центры, чего уж говорить о различных деревнях и поселках, где также расположены различные предприятия и организации.

Ключевые факторы данного варианта:

  • Медицинский осмотр осуществляет компании имеющая советующую лицензию
  • Медицинский осмотр проводит работник имеющий соответствующее образование
  • Осмотр проводиться в специализированном помещении и в полном объёме

Вариант 2 – Не совсем правильный

С точки зрения прямого следования законодательству, данный вариант не совсем правильный, но если у вас нет другого выхода, придется пользоваться им.

Не совсем правильный вариант заключается в принятии на работу медицинского работника (например фельдшера), который будет приходит на ваше предприятие и проводить предрейсовый или послерейсовый медицинский осмотр водителей. Для проведения осмотра, вы должны будете выделить ему специальное помещение, которое отвечает всем требованиям законодательства.

Минусы данного варианты очевидны – законодательство требует наличия соответствующей лицензии на осуществление данной деятельности. У вас его нет и вы его вряд ли сможете получить для своей организации, чтобы проводить предрейсовые осмотры «своими силами». Придется довольствоваться, тем что есть.

Ключевые факторы данного варианта:

  • Медицинский осмотр проводит работник имеющий соответствующее образование
  • Осмотр проводиться в специализированном помещении и в полном объёме
  • Отсутствует необходимая лицензия на осуществление деятельности по проведению медицинских осмотров

Вариант 3 – Неправильный

Данный вариант заключается в делегировании полномочий на проведение медицинских осмотров водителей, лицу, которое не имеет соответствующего образования и компетенции, например механика.

Как можно понять из названия, данный вариант организации медицинских осмотров, это прямое нарушение законодательства, за которое вас никто не погладит. Максимум, что вас ждет за такую организацию – это то, что к вам проявят снисхождение при выписывании штрафа, поэтому, я никоем случае не советую таким образом организовывать медицинские осмотры водителей.

Однако в защиту данного варианта приведу пример:

В свое время, я работал в геологоразведочной компании, в которой полевой отряд участка состоял из 20 человек, в том числе нескольких водителей. Место работ, было очень отдаленное, добраться до участка, было очень проблемно, а проводить медицинское освидетельствование было нужно. В таком случае, мы возложили обязанности по его проведению на начальника полевого отряда. Другого варианта у нас не было.

Ключевые факторы данного варианта:

  • Медицинский осмотр проводит работник не имеющий соответствующего образования и компетенции
  • Отсутствует необходимая лицензия на осуществление деятельности по проведению медицинских осмотров
  • Осмотр проводиться не в полном объеме

Вариант 4 – Совсем неправильный

Совсем неправильный вариант организации медицинских осмотров – это забить на них и думать, что к вам это не относиться, но как говориться, до первого несчастного случая или проверки ГИТ.

Кстати штрафы за отсутствие медицинских осмотров (предрейсовых и послерейсовых) водителей следующие:

Ключевые факторы данного варианта:

Объем проведения осмотра

Медицинский сотрудник должен провести осмотр в следующем объеме:

сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

После завершения осмотра, медицинский работник выносит заключение о: Далее он ставит штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», ставит свою подпись на путевом листе и желает ему удачи в дороге.

В случае выявления медицинским работником признаков опьянения, он выдает работнику справку, который тот должен предъявить в соответствующую медицинскую организацию.

Справка должна содержать:

  1. Порядковый номер
  2. Дату (число и время) проведения осмотра
  3. Цель направления
  4. Предварительный диагноз
  5. Объем оказанной медицинской помощи
  6. Подпись медработника с расшифровкой

Необходимая документация

Основные документы, которые заполняется медицинским работником:

В данные журналы (они идентичны) заносится следующая информация:

  1. Дата и время осмотра
  2. Фамилия, имя, отчество работника
  3. Пол работника
  4. Дата его рождения
  5. Результаты исследований в объеме, о котором мы писали выше
  6. Заключение о результате медицинского осмотра (присутствуют или отсутвуют)
  7. Подпись медработника, с обязательной расшифровкой
  8. Подпись работника
Не забывайте, что журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью организации.

Читайте также – Памятка по ведению и заполнению журналов по охране труда

Дополнительные материалы

Ниже я приведу дополнительные материалы (вопросы и консультации), которые у вас могут возникнуть при организации данного мероприятия.

Можно ли проводить медицинские осмотры водителей «своими силами», при наличии в штате медицинского работника?

Нет. Для проведения медицинского осмотра требуется наличие соответствующей лицензии, на осуществление данного вида деятельности, которое ваше предприятие вряд ли сможет получить.

Должен ли сотрудник проходить предрейсовый медицинский осмотр, если он не является водителем, а использует автомобиль для служебных поездок?

Водитель – это лицо, которые использует транспортное средство. Таким образом, сотрудники, которые используют автомобиль для служебных поездок, являются водителями транспортных средств, соответственно проходить медицинский осмотр ему необходимо.

Необходимо ли прохождение предрейсового медицинского осмотра машинисту бульдозера, тракторист или водитель погрузчика?

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Данный термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Таким образом машинист бульдозера, тракторист машинист и водитель погрузчика также должны проходить предрейсовый медицинский осмотр

В контексте данного вопроса, хотелось бы более детально рассмотреть водителя погрузчика. Необходимо ли ему прохождение предрейсового медицинского осмотра, если он управляет электропогрузчиком?

Итак, согласно ПОТ Р М-008-99 Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, п. 8.3. Водители транспортных средств должны проходить предрейсовый медицинский осмотр перед допуском их к работе на линии

Таким образом водитель погрузчика наряду с остальными водителями должен проходить предрейсовый медицинский осмотр.

Письмо Минтранса № ДЗ-531-ПГ

В данном письме разъяснены отдельные вопросы проведения медосмотров водителей и заполнения путевых листов.

Скачать данное письмо

Материалы к заметке

Образец журнала медицинского осмотра водителей

Образец договора на оказание услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Образец приказа об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров

В помощь специалистам по охране труда, я создал Youtube канал на котором собирают различные проишествия и несчастные случаи на производстве для профилактики травматизма. Заходите и подписывайтесь на мой канал!

Разработка документации по охране труда на заказ

Поиск по блогу:

Лучшие материалы блога